Сегодня мир отмечает 256 лет со дня рождения Вольфганга Амадея Моцарта
Ссылка на сайт В.А. Моцарта - http://mozart.belcanto.ru/index.html
«По моему глубокому убеждению,— Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки. Никто не заставлял меня плакать, трепетать от восторга, от сознания близости своей к чему-то, что мы называем идеал, как он. В Моцарте я любил все, ибо мы любим все в человеке, которого мы любим действительно». (П. Чайковский) «Моцарт — это молодость музыки, вечно юный родник, несущий человечеству радость весеннего обновления и душевной гармонии». (Д. Шостакович) «В молодости я говорил – Я и Моцарт, потом я стал говорить – Моцарт и я. Теперь же я говорю только – Моцарт». (Ш. Гуно)
Два с лишним столетия отделяют нас от времени, в котором жил и творил Моцарт. То были века, наполненные важнейшими историческими событиями, коренным образом изменившими и образ жизни людей, и самый лик планеты. Но неизменно живо и прекрасно искусство одного из величайших музыкальных гениев человечества. Он равно велик и в оперном, и в симфоническом творчестве, и в камерных, и в хоровых сочинениях. В каждом из жанров, к которым он обращался, им были созданы непревзойденные шедевры. Недолгий жизненный путь Моцарта был полон контрастов. Вундеркинд, в четыре года сочинивший свой первый концерт для клавесина; владевший, кроме того, скрипкой и органом, он еще в раннем детстве завоевал всеевропейскую славу, выступая с гастролями по всей Европе. В зрелые же годы Моцарт жестоко страдал от непризнанности. Находясь в почти крепостной зависимости от деспотичного архиепископа Зальцбургского, он, порвав эти путы, испытал недоброжелательство и зависть, сгибался под гнетом отчаянной нужды и, несмотря на это, сочинял музыку яркую, жизнеутверждающую, полную оптимистической силы.
За неполных 36 лет жизни он написал 626 (!) сочинений, учтенных каталогом Кёхеля (великое множество импровизаций, сыгранных им иногда для одного- единственного слушателя, иногда для полного зала, но не записанных, не прозвучат больше никогда). Среди них: 23 вещи для театра (оперы, музыка к театральным постановкам), 68 — духовных сочинений (мессы, оффертории), 41 симфония, 55 концертов для солирующих инструментов с оркестром, 32 струнных квартета, 22 сонаты для клавесина (фортепиано), 45 сонат для скрипки и клавесина! Три последние великие симфонии — Ми бемоль мажор, Соль минор и До мажор (Юпитер) (Kv. 543, 550, 551), исполнения которых Моцарт при жизни так и не услышал, предвосхитили последующие достижения симфонизма Бетховена, Малера, Прокофьева, Шостаковича. Танеев считал Моцарта "величайшим мастером в искусстве многоголосной музыки" — пример: финал симфонии Юпитер".
Такова творческая мощь этого гения, "мэтра сверхчеловеческого, того чудесного, что живет в глубинах нашего рассудка", как писал о нем Гофман, который к именам, полученным при крещении, добавил Амадей, чтобы иметь Моцарта своим "святым покровителем". Сам же Моцарт и не думал посягать ни на какие рекорды: в музыке он находил спасение от тягот и неустроенности жизни, отсутствия в ней той всеобщей любви, без которой чахнул, как растение без воды.
По данным ЮНЕСКО музыка Моцарта признана «самой часто звучащей» музыкой на Земле. А по мнению ученых, звучание музыки Моцарта положительно влияет на все биологические процессы в живых организмах. Документальный фильм «Прощай, Моцарт»
Фильм «Прощай, Моцарт», или в оригинале - «Adieu, Mozart», рассказывает о трех посещениях Моцартом Праги, города, который всем сердцем и душой принял музыку Моцарта.
Автор сценария - Зденек Малер, писатель, искусствовед и публицист. Режиссер - Мартин Суханек Год выпуска: 2005
Верная пражская подруга, певица Йозефина Душкова, вспоминает о Моцарте. Вместе с ней мы проходим по моцартовским местам в Праге, восхищаемся архитектурой Праги, а благодаря крупным планам можем рассмотреть детали прекрасных барочных украшений. Атмосфера моцартовской Праги, костюмы, реконструкция фрагментов первых пражских постановок «Свадьбы Фигаро» и премьеры «Дон Жуана», волшебная вилла Бертрамка, где в ночь перед премьерой оперы была написана увертюра к «Дон Жуану» - все это в фильме «Прощай, Моцарт». Сценарий Зденека Малера опирается лишь на исторические факты. Например, существовала якобы легенда о том, что в одном из пражских трактиров Моцарт напел местному уличному арфисту тему грустного «Анданте». Но авторам фильма удалось найти ноты этого «Анданте» ,фрагмент из которого прозвучал в фильме. Так что это уже не легенда, а исторический факт.
Как признался режиссер Мартин Суханек, автор целого ряда музыкальных документальных фильмов, например, об Антонине Дворжаке или Бедржихе Сметане, - во время работы над фильмом в штабе царила особая атмосфера, как никогда прежде. Поэтому и фильм выходит за рамки просто документального. По словам Суханека, это не игровой фильм, и не документальный, - а новый особый жанр музыкального рассказа.
Знаете ли вы,например, что в Праге Вольфганг Амадей Моцарт дважды встретился с Джаккомо Казановой? В первый раз Казанова в гневе пришел на репетицию оперы «Дон Жуан», написанной специально для пражского Ностицова театра (Сословного театра), - вероятно узнав себя в оперном покорителе женских сердец. Во второй раз судьба свела Моцарта и Казанову на коронации императора Леопольда Второго в пражском соборе Св.Вита, куда было приглашено лишь избранное общество. Моцарт в число избранных не входил, на верхнюю галерею тайно его провела Йозефина Душкова. Там и попросил гениальный композитор так же оказавшегося на галерее Казанову предсказать ему судьбу - Казанова подрабатывал гаданием. Что предсказал Казанова Моцарту мы узнаем в конце фильма. Йозефина Душкова распечатывает письмо с датой: 5 декабря 1791 года. День смерти Вольфганга Амадея.
Прага стала единственным городом, который достойно попрощался с великим композитором после его смерти, напоминают нам создатели фильма. Полчаса звонили по Моцарту пражские колокола. В соборе св.Николая отслужили заупокойную мессу, на которую пришли четыре тысячи пражан. 12 студентов в почетном карауле со свечами стояли у символического катафалка. Партию сопрано в «Реквиеме» Антонио Росетти пела Йозефина Душкова, а всего в исполнении «Реквиема» было задействовано 120 певцов и оркестровых музыкантов. И на сегодняшний день это внушительная цифра. А в то время в Праге проживало примерно 60 тысяч человек, в Вене - 120 тысяч.
Продюсер фильма «Adieu, Mozart» - Йиржи Губач, главный координатор проекта «Моцарт Прага 2006».
"Моцарт" (биографический многосерийный художественный фильм)
К 250- летию В.А. Моцарта (в 2006 году) по телевидению был показан шестисерийный биографический художественный фильм «Моцарт». Предлагаю участникам сообщества еще раз посмотреть этот замечательный фильм. Думаю, получите большое удовольствие.
Год выпуска: 1982 Страна: Франция-Бельгия-Италия-Канада Жанр: биографический, музыкальный Режиссёр: Марсель Блюваль
В ролях: Кароль Зубер, Жан-Франсуа Дишан, Кристоф Бантцер, Даниель Лебрен, Даниель Чеккальди, Жак Франсуа, Луиз Мартини, Анн-Мари Кюстер, Виктор Карривье, Жан-Клод Бриали, Мишель Омон, Жан-Пьер Сентье, Мартина Шевалье.